ПОНЯТИЕ
И СУЩНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие
образования - весьма сложное и многоаспектное. В самом общем определении
образование - это процесс и результат усвоения человеком систематизированных
знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения
и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать
такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими
общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает
высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное
к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний
и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия
и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Следовательно, в понятие образования включены не только знания,
навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить,
творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг
как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении
человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека
в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека
(в процессуальном плане) понимается следующее.
Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс
(и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями
последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом
плане становление личности в соответствии в генетической программой
и социализацией личности.
В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение
представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его
сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое
и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными
представлениями о социальных функциях человека.
В современной отечественной педагогической науке, о чем подробно
говорится в работах В.В. Краевского, существуют разные концепции
содержания образования, корни которых уходят в прошлое - в теорию
формального и теорию материального образования. Каждая из них связана
с определенной трактовкой места и функций человека в мире и обществе.
Истоки противостояния диктатуры, авторитаризма, с одной стороны,
и демократии и гуманизма, с другой, в конечном счете восходят к
разному пониманию этих функций: человек - цель или средство, общество
для него или он для общества?
Даже временная уступка, теоретическая или практическая, в пользу
концепции человека как средства (авторитаризм), а не цели общественного
развития, не абсолютной ценности, с неизбежностью уводит в сторону
от гуманизма.
Обличья, которые принимают авторитаризм в определении содержания
образования в том, чему надо учить школьников, многообразны. Существуют
три наиболее распространенные концепции содержания образования с
точки зрения соответствия их задаче формирования творческого, самостоятельно
мыслящего человека демократического общества.
Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически
адаптированные основы наук, изучаемые в школе, оставляя в стороне
остальные качества личности, такие как способность к творчеству,
умение реализовать свободу выбора, справедливое отношение к людям
и т.п. Данный подход направлен на приобщение школьников к науке
и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом
обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства.
Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность
знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками.
“Под содержанием образования следует понимать ту систему научных
знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих
и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся
в процессе обучения”. Это определение вполне согласуется с конформистскими
установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений
и не основано на анализе всего состава человеческой культуры. Предполагается,
что овладение знаниями и умениями (относящимися, главным образом,
к тем же основам наук) позволит человеку адекватно функционировать
внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать
от человека, чтобы он знал и умел - не более. В этом случае и требования
к образованию соответствующие: необходимо и достаточно передать
подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике,
физике и другим учебным предметам.
В современных условиях развития Российской общеобразовательной школы
всего этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием
отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения
определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств,
как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества
и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению
своекорыстия, бездушия и несправедливости, недостаточного внимания
к техническому и общественному прогрессу и т.п. Развитие у воспитанников
именно таких качеств, как отмечает Ч. Куписевич, формирование у
них ценностно значимых запросов и намерений, наконец, приобщение
их к самообразованию - вот факторы, которые, представляя собой важную
сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования
остальных ее сфер.
В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического
мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного
социального опыта во всей его структурной полноте. Помимо “готовых”
знаний и опыта осуществления способов деятельности, данная концепция
включает также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных
отношений.
Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой
специфический вид содержания образования:
- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности.
Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании школьника
верной картины мира, вооружает его правильным методологиче-ским
подходом к познавательной и практической деятельности;
- опыт осуществления известных способов деятельности, вопло-щающихся
вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт.
Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений,
составляющая содержание этого опыта, является основой множества
конкретных деятельностей и обеспечивает способность подрастающих
поколений к сохранению социальной культуры народа;
- опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем,
возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения
ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования
новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального
опыта обеспечивает развитие способностей у молодого поколения к
дальнейшему развитию культуры. Разумеется, самостоятельность и инициативность,
как показатели сформированности у человека умений творчески работать,
складываются у каждого ребенка сугубо индивидуально, но программировать
их надо уже в содержании образования;
- опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности
человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим
людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное
восприятие личностноопределенных объектов, включенных в ее систему
ценностей. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях,
не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к
самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих
идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение
к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности
практического и интеллектуального характера, это сплав знаний, убеждений
и практических действий. Усвоение школьником перечисленных элементов
социального опыта направлено на трансформацию его в личный опыт,
“перенос” социального в индивидуальное на основе особым образом
организованной деятельности учащихся.
Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны
и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны. Творческая деятельность
осуществляется на определенном содержательном материале знаний и
умений. Воспитанность предполагает знание о той деятельности, к
которой устанавливается то или иное отношение. Предусматривает овладение
поведенческими навыками и умениями. Усвоение новых элементов социального
опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе,
быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто
“вписываться” в систему, но и быть в состоянии изменять ее. Поэтому
школьное образование, во-первых, готовит к жизни, какой она есть,
к существующему порядку вещей, но готовит таким образом, что, во-вторых,
человек оказывается способным вносить собственный вклад в этот порядок,
вплоть до его рефор-мирования. Концепция, рассмотренная выше, ориентирует
учителя на специальную работу по формированию в сознании школьника
системы общечеловеческих ценностей, гуманного отношения к людям.
Таким образом, содержание общего образования, с одной стороны, является
важнейшим условием учебнопознавательной деятельности учащихся, так
как оно отражает текущие и перспективные потребности общества, с
другой - оно выступает инструментарием конструирования и осуществления
учащимися этой деятельности и тем самым является содержанием личностных
потребностей индивида в обучении.