ПРАКТИЧЕСКИЙ
КУРС МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Уважаемые
воспитатели детских садов, учителя, родители!
Перед вами учебное пособие «Игралочка», предназначенное
для развития математических представлений детей 3-4 и 4-5 лет.
Оно представляет собой начальное звено непрерывного курса математики
0-9, который разрабатывается в настоящее время в Ассоциации «Школа
2000 ...».
Основной целью программы «Школа 2000...» является всестороннее
развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных
и творческих сил, качеств личности.
Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счету,
чтению, письму. Между тем научнопедагогические исследования, многолетний
опыт педагоговпрактиков показывают, что для эффективного обучения
детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание
и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить
их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную
игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. Поэтому основными
задачами математического развития дошкольников в программе «Школа
2000...»являются:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия).
4) Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми,
видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать
и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии
с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями
математической действительности: с количеством и счетом, измерением
и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими
путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных
признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как
«открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А
воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя
их поисковые действия. Так, например, детям предлагается прокатить
через ворота два предмета. В результате собственных предметных
действий они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый»,
без углов, а кубу мешают катиться углы. Расставляя карандаши в
стаканчики, они устанавливают, что для сравнения групп предметов
по количеству можно составить пары и т.д.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая, деятельность.
Поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в
процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют
существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».
В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие
взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах,
в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются
по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками
LEGO... Вся система организации занятий должна восприниматься
ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила
название пособия - «Игралочка».
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления
и творческих способностей ребёнка. Дети не просто исследуют различные
математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических
фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются
задания, допускающие различные варианты решения. В дошкольном
возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии
личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми
является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка
ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития
детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами
и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался
вперед своим, темпом. Механизмом решения задачи разноуровневого
обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе
идей Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка. Мы
убеждены, что все воспитатели и все родители должны о нем знать.
Известно, что в любом возрасте у каждого малыша существует круг
дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет
руки, убирает игрушки. За пределами этого круга - дела, доступные
для него только при участии взрослого или недоступные вообще.
Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел,
которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за
счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми.
Другими словами, завтра малыш будет делать сам то, что сегодня
он делал вместе с воспитателем, с мамой, с бабушкой...
Поэтому работа с детьми в данном курсе ведется на высоком уровне
трудности (то есть в зоне их «ближайшего развития», или «максимума»):
им предлагается, наряду с заданиями, которые они могут выполнить
самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки,
смекалки, наблюдательности. Решение их формирует у детей желание
и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки
осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но
при этом не тормозится развитие более способных детей.
Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе
является следующая система дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической
комфортности);
-новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим
темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами
и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления
о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и
им систематически предоставляется возможность выбора (принцип
вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного
опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения
(принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение
задач интеллектуального и личностного развития детей.
Программа «Игралочка» методически обеспечена пособиями:
1) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка». Практический курс
математики для дошкольников 3 - 4 и 4 - 5 лет (методические рекомендации).
-М., Баласс, 2001.
2) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Тетради «Игралочка», ч. 1-2.
Дополнительный материал к практическому курсу «Игралочка».-М.,
Баласс, 2001.
Практический курс «Игралочка» содержит методические рекомендации
для воспитателей и родителей по организации занятий с детьми.
Их объем и содержание могут корректироваться в соответствии с
конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями
их развития.
Желательно, чтобы численность детей на занятии не превышала 5
-10 человек. Для этого обычную группу детского сада можно делить
на 2 -3 подгруппы. Продолжительность занятий в младшей группе
не более 10- 15мин., а в средней - не более 15-20 мин. Следует
подчеркнуть, что формирование математических представлений не
ограничивается одним лишь занятием, а включается в контекст всех
других традиционных для детского сада видов деятельности: игры,
рисование, лепка и т.д. Для индивидуальной работы удобно использовать
ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Например,
можно спросить у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой
из двух шарфов длиннее (шире), чего больше на тарелке - яблок
или груш, где правая варежка, а где левая и т.д.
В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные
с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей
(умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации.
Веселые стихи и считалочки для физкультминуток желательно разучивать
заранее. Их можно использовать также во время прогулок, в течение
дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид
деятельности.
Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал
для индивидуальной работы с детьми. Во время занятий их использование
не предполагается - они предназначены для совместной работы детей
с родителями после занятий.
Конечно, речь не идет о том, чтобы обязать родителей заниматься
со своими детьми помимо их желания. Тетради лишь предоставляют
шанс каждому из них внести свою лепту в дело развития и воспитания
собственного ребенка. Такое общение с малышом поможет установить
между родителями и детьми особые отношения, которые помогут в
будущем разрешить многие проблемы. Тетради яркие, с интересными
картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют
быть закрашенными и просмотренными от начала до конца. Поэтому
перед тем, как начать выдавать листы родителям, с ними надо поговорить
о том, как организовать с малышом работу по тетради.
Прежде всего внимание родителей следует обратить на то, что тетрадь
надо не просто рассматривать, а выполнять определенные задания,
которые перестанут быть интересными малышу, если он предварительно
пролистает ее несколько раз. Чтобы избежать этого, из тетради
вырезают по одному листу, который и дают ребенку.
Занятия по тетради следует начинать тогда, когда малыш не очень
возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают
поиграть, а игра - дело добровольное!
Сначала надо рассмотреть с ним картинку, попросить назвать известные
ему предметы и явления, рассказать о неизвестных. Ни в коем случае
не следует торопить или останавливать малыша - каждый ребенок
должен работать в своем темпе.
Нельзя сразу же объяснять малышу, что и как он должен делать.
Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы
говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!».
Надо набраться терпения и выслушивать даже самые, на первый взгляд,
абсурдные предложения малыша: у него своя логика, и у взрослого
нет другой возможности познакомиться с ней, как выслушать все
его мысли до конца.
Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания
на листе за один раз. Если у малыша пропал интерес - надо прерваться.
Но уже начатое задание лучше довести до конца, мотивируя это значимым
для ребенка образом. Например: «Петушок расстроится, если у него
не будет раскрашено одно крыло, ведь над ним будут смеяться» и
т.п.
Листы с выполненными заданиями воспитатель проверяет индивидуально
с каждым ребенком в течение недели по мере того, как дети будут
приносить их в детский сад. Если какое-либо задание вызовет трудность
у большинства детей, целесообразно рассмотреть на последующих
занятиях аналогичное задание в новой игровой ситуации.
После проверки листы с заданиями можно складывать в папку, которая
в начале года была пустой, а к лету наполнится многими интересными
вещами. Папку лучше хранить дома. Кроме заданий по математике,
в ней могут быть и рисунки, и красивые листочки, собранные на
прогулке, и программка из театра, где малыш смотрел спектакль
вместе с родителями. Перебирая вместе эти богатства, родители
и дети мысленно будут возвращаться к лучшим моментам общения друг
с другом и с нетерпением ожидать следующих.
Программа развития математических представлений
детей 3-4 лет
1 занятие в неделю, всего 32 занятия
Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)
Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения:
цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.
Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.
Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству
на основе составления пар (равно - не равно, больше - меньше предметов).
Формирование представлений о сохранении количества.