СИСТЕМА ЗАНЯТИТЙ
ПО
ПСИХОГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1
фаза.
Мимические
и пантомимические этюды. Цель: выразительное изображение отдельных
эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и
психического довольства и недовольства. Модели выражения основных
эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.). Дети знакомятся
с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той
или иной походкой.
2 фаза.
Этюды
и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель:
выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой
(жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели
поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление
и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся
к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание
детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений
одновременно.
3 фаза.
Этюды и игры,
имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка
или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические
способности детей для предельно естественного воплощения в заданный
образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка,
тренинг моделированных стандартных ситуаций.
4 фаза.
Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного
настроения, поведения, и черт характера.
Между
2 и 3 фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого,
дети предоставляются сами себе. Мы называем его “ минуткой шалости
“. Дети в пределах группы могут делать всё, что хотят. Воспитатель
не вмешивается в общение детей между собой. С детьми заранее оговорён
сигнал, сообщающий о возобновлении занятия. Так, пока взрослые
разговаривают, все дети балуются, а как взрослые сели на стулья,
они тоже должны занять свои места. Если во время перерыва музыка
не звучала, то можно сыграть и музыкальную фразу на фортепиано.
Сигналом может стать и включение света, если “минутка шалости”
сопровождалась его выключением. Сигнал может быть любым, но постоянным.
Между 3 и
4 фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания,
памяти, сопротивления автоматизму или подвижную игру. Колличество
детей в подгруппе составляет не более шести человек. На психогимнастике
каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нём могли принять
участие все дети, поэтому большее количество детей в группе нежелательно:
из-за увеличения числа повторений занятие сделается скучным и
некоторые дети могут оказаться на нём в положении зрителей.
Дети с раздражительностью,
страхами, тиками, навязчивостями, истерическими реакциями, заиканием,
истощаемостью и т. п. могут заниматься вместе. В группу для фона
можно пригласить одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике,
но которые могут быть полезны группе своей артистической жилкой.
Хорошо известно, что не только у детей, но даже и у взрослых внешнее
выражение эмоций (смех, слёзы, зевота от скуки) вызывает соответствующие
подражательные реакции и сопереживание, поэтому дети с артистической
жилкой желанны на психогимнастике, так как с их помощью легче
заразить других детей нужной эмоцией.
В журнале надлежит очень кратко указать причину назначения того
или иного ребёнка на занятия психогимнастикой, что в дальнейшем
поможет в планировании игр. Затем следует определить основные
воспитательные и психотерапевтические цели.
Пример
записи
1. Дима Т.-
амимия, отгороженность.
2. Марина Д.- робость, страхи.
3. Андрей Б.- робость, страхи.
4. Женя Р.- неустойчивое внимание, заторможенность.
5. Маша Г.- упрямство, жадность.
6. Саша Ж.- фон.
Цель
курса психогимнастики для группы № 1
1. Обучение детей выразительным движениям.
2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.
3. Формирование у детей моральных представлений.
4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
5. Снижение эмоционального напряжения.
6. Тренировка психомоторных функций.
7. Обучение ауторелаксации.
При
проигрывании различных этюдов и игр на занятиях психогимнастикой
преследуются как воспитательные, так и психотерапевтические цели.
Участие в одном и том же этюде и в одной и той же роли имеет для
разных детей разную цель. Для одних это воспитание чувств, расширение
социальной компетентности, развитие творческого воображения (ближе
к воспитанию), а для других это и отреагирование эмоций, и возможность
выразить себя в безопасной игровой ситуации, и успокоение, и тренинг
желательного общения (ближе к психотерапии). Так, например, обучение
аутичного ребёнка выразительным движениям и умению их «читать»,
а также попытка воспитания у него потребности в эмоциональном
общении – это, безусловно, психотерапевтическая цель.
В «Психогимнастике» предложены этюды и игры для коррекции нежелательных
черт характера. Роли между детьми распределяются так: роль, напоминающую
нежелательные черты характера и поведения ребёнка, получает один
ребёнок, а желательные черты характера и поведения демонстрирует
в этой же ситуации другой ребёнок или ведущий, затем первый и
второй ребёнок (или ведущий) меняются ролями.
Иногда ребёнок, у которого необходимо коррегировать то или иное
отклонение в поведении, сначала смотрит на сценку, где один из
играющих демонстрирует отрицательные черты его характера и поведения,
после чего маленький наблюдатель выбирает себе любую роль в этом
этюде. Сценка повторяется несколько раз. Таким образом ребёнок
получает сведения о том, как другие справляются с ситуацией, он
узнает, что в одной и той же ситуации можно повести себя плохо
и хорошо. В ход пускается познание отождествления, ребёнок на
эмоциональном уровне осознаёт себя, остаётся только во время саморасслабления
путём внушения укрепить приобретённые им на психогимнастике новые
знания о себе. На каждом занятии этюды и игры на выражение эмоций
и отдельных черт характера дополнить одним-двумя упражнениями,
тренирующими психомоторику.
Нехватка
положительных эмоций отрицательно влияет на весь ход развития
личности. Поэтому этюды и игры на вызывание и выражение эмоции
радости должны быть обязательными для каждого занятия. Заканчивать
занятие лучше всего успокоением детей, обучением их саморегуляции.