д е т с к и й
с а д
 

 

СИСТЕМА ЗАНЯТИТЙ ПО
ПСИХОГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 фаза.
Мимические и пантомимические этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.


2 фаза.
Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.


3 фаза.
Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определённого ребёнка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.


4 фаза.
Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, и черт характера.

Между 2 и 3 фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого, дети предоставляются сами себе. Мы называем его “ минуткой шалости “. Дети в пределах группы могут делать всё, что хотят. Воспитатель не вмешивается в общение детей между собой. С детьми заранее оговорён сигнал, сообщающий о возобновлении занятия. Так, пока взрослые разговаривают, все дети балуются, а как взрослые сели на стулья, они тоже должны занять свои места. Если во время перерыва музыка не звучала, то можно сыграть и музыкальную фразу на фортепиано. Сигналом может стать и включение света, если “минутка шалости” сопровождалась его выключением. Сигнал может быть любым, но постоянным.


Между 3 и 4 фазами можно вставить какой-нибудь этюд на развитие внимания, памяти, сопротивления автоматизму или подвижную игру. Колличество детей в подгруппе составляет не более шести человек. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нём могли принять участие все дети, поэтому большее количество детей в группе нежелательно: из-за увеличения числа повторений занятие сделается скучным и некоторые дети могут оказаться на нём в положении зрителей.


Дети с раздражительностью, страхами, тиками, навязчивостями, истерическими реакциями, заиканием, истощаемостью и т. п. могут заниматься вместе. В группу для фона можно пригласить одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистической жилкой. Хорошо известно, что не только у детей, но даже и у взрослых внешнее выражение эмоций (смех, слёзы, зевота от скуки) вызывает соответствующие подражательные реакции и сопереживание, поэтому дети с артистической жилкой желанны на психогимнастике, так как с их помощью легче заразить других детей нужной эмоцией.
В журнале надлежит очень кратко указать причину назначения того или иного ребёнка на занятия психогимнастикой, что в дальнейшем поможет в планировании игр. Затем следует определить основные воспитательные и психотерапевтические цели.


Пример записи
1. Дима Т.- амимия, отгороженность.
2. Марина Д.- робость, страхи.
3. Андрей Б.- робость, страхи.
4. Женя Р.- неустойчивое внимание, заторможенность.
5. Маша Г.- упрямство, жадность.
6. Саша Ж.- фон.


Цель курса психогимнастики для группы № 1
1. Обучение детей выразительным движениям.
2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.
3. Формирование у детей моральных представлений.
4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
5. Снижение эмоционального напряжения.
6. Тренировка психомоторных функций.
7. Обучение ауторелаксации.

При проигрывании различных этюдов и игр на занятиях психогимнастикой преследуются как воспитательные, так и психотерапевтические цели. Участие в одном и том же этюде и в одной и той же роли имеет для разных детей разную цель. Для одних это воспитание чувств, расширение социальной компетентности, развитие творческого воображения (ближе к воспитанию), а для других это и отреагирование эмоций, и возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации, и успокоение, и тренинг желательного общения (ближе к психотерапии). Так, например, обучение аутичного ребёнка выразительным движениям и умению их «читать», а также попытка воспитания у него потребности в эмоциональном общении – это, безусловно, психотерапевтическая цель.


В «Психогимнастике» предложены этюды и игры для коррекции нежелательных черт характера. Роли между детьми распределяются так: роль, напоминающую нежелательные черты характера и поведения ребёнка, получает один ребёнок, а желательные черты характера и поведения демонстрирует в этой же ситуации другой ребёнок или ведущий, затем первый и второй ребёнок (или ведущий) меняются ролями.


Иногда ребёнок, у которого необходимо коррегировать то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит на сценку, где один из играющих демонстрирует отрицательные черты его характера и поведения, после чего маленький наблюдатель выбирает себе любую роль в этом этюде. Сценка повторяется несколько раз. Таким образом ребёнок получает сведения о том, как другие справляются с ситуацией, он узнает, что в одной и той же ситуации можно повести себя плохо и хорошо. В ход пускается познание отождествления, ребёнок на эмоциональном уровне осознаёт себя, остаётся только во время саморасслабления путём внушения укрепить приобретённые им на психогимнастике новые знания о себе. На каждом занятии этюды и игры на выражение эмоций и отдельных черт характера дополнить одним-двумя упражнениями, тренирующими психомоторику.

Нехватка положительных эмоций отрицательно влияет на весь ход развития личности. Поэтому этюды и игры на вызывание и выражение эмоции радости должны быть обязательными для каждого занятия. Заканчивать занятие лучше всего успокоением детей, обучением их саморегуляции.

 



Схема занятий по психогимнастике
 

 

                   

 

 

 

                   
Меню
папа
Используются технологии uCoz